Метод маршала Конева: как Хезболла уничтожила лучшие танки Израиля https://hi-tech.mail.ru/review/54062-metod-marshala-koneva-kak-hezbolla-unichtozhila-luchshie-tanki-izrailya/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Что такое «Меркава» и почему его считают лучшим в мире?
Первая машина этого типа появилась у ЦАХАЛ в 1979 году. Тогда израильским военным требовалась универсальная боевая машина с высокой степенью защиты, способная подавлять любые цели — от укреплений и зданий до бронетехники противника.
Задачу военных конструкторы выполнили с успехом, но почти сразу после появления танков на поле боя во время первого вторжения в Ливан стало очевидно, что «Меркава», как и любая перспективная техника, не лишен недостатков.
Первая версия машины получилась тяжелее, чем у любого из региональных конкурентов, — 60 тонн. Большая масса стала проблемой в первые дни арабо-израильского конфликта: большую часть танков «Меркава» можно было перебросить к линии фронта только на автовозах. В результате из 250 поставленных армии танков в наступление пошли всего несколько десятков боевых машин.
Операция для танков первой серии прошла успешно — потери оказались минимальны, но свои выводы из уничтожения нескольких боевых машин израильтяне всё же сделали. В 1983 году все танки прошли программу модернизации до уровня «Меркава» Мк.2 — на боевые машины навесили дополнительную «накладную» броню, поставили более современную электронику, топливные баки большей емкости и другие улучшения.
В 1984 году на танках появилась современная система управления огнем и тепловизор, что позволяло применять машину даже ночью.
Серьезных боев до начала «нулевых» эти танки не видели — дело ограничивалось лишь небольшими наземными операциями, который Израиль проводит так же часто, как гипермаркеты устраивают распродажи.
Постепенно именно локальные стычки с палестинскими боевиками позволили довести машину до уровня «Меркава» Мк.3 — танка, способного противостоять самым современным снарядам, ракетам и вообще всему, что когда-либо касалось борта бронетехники. Многие авторитетные издания, например Forecast International, заявляли, что израильским танкам нет равных на современном поле боя.
С этим утверждением никто не спорил — потери ЦАХАЛ в местных войнах были невелики, что лишь подтверждало выводы специалистов. Но в 2006 году Израиль снова пошел в наступление на Ливан, и ситуация перевернулась с ног на голову.
Урок ведения военных действий от российских ВС
В 2004 году на вооружение ЦАХАЛ приняли последнюю и самую современную версию танка — «Меркава» Мк.4. От первой версии этот танк отличался практически всем — силовая установка, компоновка и прочие базовые параметры были переработаны, машина получила новое орудие, систему защиты из несколько слоёв брони из металлокерамики.
В 2006 году Израиль начал крупномасштабное наступление на Ливан, и наряду с новейшими Мк.3 в бой были брошены несколько «Меркава» Мк.4 — сверхсекретных машин, которыми управляли только самые проверенные экипажи. Всего, по оценкам разных источников, Израиль направил в Ливан больше трех сотен танков разных версий. В теории такой ударный кулак должен был смять силы Ливана и Сирии, но израильское наступление начало буксовать.
Огонь из противотанковых комплексов «Корнет» российского производства остановил израильские танки на всех трех направлениях атаки. Ливанские противотанковые расчеты взяли на вооружение метод маршала Конева, опробованный еще в Великой Отечественной войне, — в первую очередь уничтожали головную и замыкающую машины, а остальных добивали уже потом.
Правда, обычного расстрела бронетехники не случилось — пробивать в лоб израильские танки удавалось лишь в 5−10 процентах случаев. После попадания танки моментально находили место пуска и в ту же секунду к месту, где стоял ПТУР, отправлялся осколочный снаряд.
Но сохранить лицо израильские танки всё равно не смогли — 16 подтвержденных уничтожений, до 55 по сообщениям из разных источников с ливанской стороны и до 150 по данным других источников. Израиль потерю машин не признал до сих пор, хотя со времен второго вторжения в Ливан прошло уже 15 лет.
Чудо техники с недостатками. Проблемы и радости «Меркавы»
Среди версий о том, почему именно Израиль потерял столько танков в наступлении на Ливан, активно обсуждаются всего три. Первая — конструктивный дефект танков «Меркава». Его разработчики, разумеется, не признают, но если говорить простыми словами, то при попадании ракеты комплекса «Корнет» выводил из строя боекомплект машины.
Как только снаряды в боеукладке «Меркавы» начинают гореть (особенно, если в это время в корпус прилетает еще одна ракета или снаряд), экипаж почти сразу выводится из строя. Четыре члена экипажа — ахиллесова пята всех танков «Меркава». По крайней мере, одного из них можно было заменить автоматом заряжания, но израильские конструкторы пошли своим путём — оставили барабанный механизм подачи снарядов в боевое отделение, но автоматический механизм заряжания, как на российских танках, устанавливать не стали.
Но современные версии танка «Меркава» отличаются от своих предшественников. Теперь на них установлены системы активной защиты «Трофи», дополнительные бронелисты с керамическим покрытием и системы определения пусков вражеских ракет. По сути, израильский танк уже частично стал роботизированным — приказы в нём отдает командир, а механик-водитель, стрелок и заряжающий лишь делают то, что подскажет система. В теории, это может помочь израильским военным при проведении наземной операции.
Однако главный недостаток «Меркавы» так и не устранили. Американские и российские специалисты по бронетехнике давно стремятся к снижению массы основного боевого танка. Российский Т-14 «Армата» весит 55 тонн, перспективные американские танки «Гриффин» будут весить около 40. «Меркава» с каждой модификацией только прибавлял в весе — сейчас масса этой машины в версии 4 М составляет больше 70 тонн. Средства поражения развиваются параллельно системам защиты, и перспективные ракеты будут иметь все шансы на уничтожение «Меркавы», которому с каждым обновлением всё сложнее быстро передвигаться по полю боя.